«Уже не первое десятилетие мы пытаемся залечить те раны, которые были нанесены нам этим экспериментом»
- Вкладка 1
Сто лет назад у нас в стране начался ужасный и одновременно великий эксперимент. Пришедшие к власти большевики попытались создать совершенно новый мир – экономический, политический, социальный. Сегодня уже понятно, что большая часть аспектов этого плана провалилась. Большевики разрушили все разумные основания экономики и в результате оставили нам в наследство совершенно нежизнеспособную экономику, дальнейшее преобразование которое оказалось болезненным и мучительным. Они разрушили социальную структуру общества, которая была прежде отсталой и архаичной, но она была, и была более-менее стабильна, и сегодня у нас только-только формируется новая социальная структура. Они разрушили систему управления – пусть политическая система при царе была средневековой и дикой, но все-таки она обеспечивала возможность управления без ужасов и кровопролития, – и построили систему управления, основанную на крови. Уже не первое десятилетие мы пытаемся залечить те раны, которые были нанесены нам этим экспериментом.
Важнейшим аспектом плана большевиков было и создание нового человека. В программных документах КПСС до самых последних дней ее существования проблема формирования и воспитания человека была чрезвычайно значима и занимала одно из первых мест. И вот здесь мы, на самом деле, не можем сказать однозначно, что удалось, а что – нет. Провалилась ли эта часть плана так же, как остальные, или все-таки что-то удалось? А чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что изначально хотели сделать большевики, чем этот человек должен был отличаться от человека обыкновенного, оставляли ли они какую-то степень свободы этому человеку или все вплоть до любви и семьи должно было подчиняться новым безумным правилам, и что в итоге получилось? В рамках коммунистической системе была сформирована легенда о советском человеке, и эту легенду сформировали не только одиозные люди типа Николая Островского или Александра Фадеева. Эту легенду формировали и Трифонов, и Аксенов, и Платонов, и Довлатов. Было некое представление о том, что такое советский человек. Соотносилось ли оно хоть как-то с действительностью? Ну и, конечно, главный вопрос – жив ли этот советский человек, если он был, сегодня?
Когда большевики начали свой эксперимент, они действовали совершенно страшными методами – для них не существовало проблемы уничтожения целых классов. Прошло сто лет, и мы, слава богу, не они. И если в каких-то аспектах этот советский человек жив и мы считаем, что эти аспекты патогенны, то что можно сделать с этим нормальными, мирными средствами? И что можно сделать в ситуации, когда государство в значительной степени опирается на те, по крайней мере, стереотипные свойства советского человека, которые существуют в нашем сознании? Можем ли мы что-то этому противопоставить? Понимание этих вещей и работа в этом направлении не менее важны, нежели работа по преобразованию экономической, социальной и политической структуры, если мы хотим, чтобы наша страна развивалась дальше.