«Редкий священник пользовался уважением у крестьян»
- Вкладка 1
Лозунг «Православие, самодержавие, народность» появился в пику масонству, широко распространившемуся среди верхушки российской аристократии и бюрократии. Достаточно зайти в Александро-Невскую лавру и посмотреть там не на то, что справа, где похоронен Достоевский, а на то, что слева, и мы увидим массу масонских знаков. Масонские знаки присутствуют и на памятнике Пушкину. Это не значит, что во всем виноваты масоны. Но с этого началось поветрие рациональности, между прочим. Что касается русского масонства, то эта была штука весьма и весьма имитационная и достаточно безобидная. В 1917 году эти самые масоны как масоны никакой роли практически не сыграли и сыграть не могли.
Возвращаясь к православию. Вы знаете, основная масса идеологов в России XIX века – это сельские батюшки. И эти самые сельские батюшки влачили самое что ни на есть жалкое существование. Неслучайно многие из них просто спивались, и крестьяне их, как правило, ненавидели. Редкий священник пользовался уважением у крестьян. В городе было иначе. С чем это было связано? С одной стороны, крестьяне вынуждены были давать священнику надел. С другой стороны, священнику, чтобы как-то прокормиться, приходилось этот надел обратно сдавать в аренду. Такое бывало часто. А еще священник взимал у крестьян немалые деньги за требы. В общем, здесь не получилось никакой связки, и приходской культуры, которая стабилизировала бы сельский мир, не существовало. Если бы возникло нечто единое, органичное, если бы сельская община соединилась с приходом, никакая революция, никакая пугачевщина была бы не страшна. Но этого не было. Славянофилы много что предлагали в этом отношении. Но вы знаете, какие у них были оппоненты.
К 1917 году православие было абсолютно беспомощным. Я уж не говорю о том, что творилось в епископате, какую роль сыграл Распутин и распутинщина в падении авторитета церкви. Можете себе представить, если в феврале 1917 года обыватели в Петрограде почему-то решили, что стрельба ведется с колоколен. Стрельбы, конечно, никакой не было. Но появились карикатуры: священник палит из пулемета с колокольни. После этого Емельяну Ярославскому с его воинствующими безбожниками уже делать было нечего. Можно было отдыхать.
Был ли русский человек по-настоящему православным? Да, безусловно. Он нуждался в определенной ритуалистике. Крестить, венчать, отпевать. Без этого просто нельзя было. Что касается остального, сами священники весьма и весьма сомневались в том, что русский крестьянин является в то же время настоящим христианином. Вот такая была ситуация. То есть до падения самодержавия была потеряна его идеологическая опора. Недаром сегодня мы так часто вспоминаем великую русскую литературу. Ведь властители дум вышли из русской литературы. И если Ленин сказал, что Толстой — это зеркало русской революции, то это он сказал понятно почему — в пику пацифистам. На самом деле зеркалом русской революции была великая русская литература. Она ставила вечные вопросы, которые, прошу прощения, из церкви как-то выветрились. Хотя сейчас считается, что все было прекрасно и церковь с самодержавием и, если говорить конкретно, с Николаем II хорошо уживалась. Ничего подобного не было, увы. Николай II отказался созвать Поместный собор в 1905 году. Это было роковое решение.
В свое время Ленин произнес знаменитую фразу: «Важнейшим из искусств для нас является кино». На самом деле, это не Ленин произнес, над этим постоянно думал Троцкий. И Троцкий мечтал с помощью кино отвадить население от кабака и церкви. Такая была идея. Заметим, что большевикам с помощью кино удалось очень многое. Во всяком случае, Октябрьскую революцию мы до сих пор воспринимаем по известному фильму Эйзенштейна. Могу вас заверить, что в реальности ничего подобного тому, что показано у Эйзенштейна, не было. Палить — палили, не без этого. Но куда палили? Бог знает. Совершенно бестолково палили. А штурма как такового вообще не было. Кстати, в 1920-е годы устраивались гигантские театрализованные представления типа «Взятие Зимнего» и так далее. Тысячи людей были вовлечены в эти действа. Вот таким образом и пытались выработать этого самого советского человека, чтобы он верил в этот самый сакральный акт взятия Зимнего, с которого все пошло и поехало. Но, на мой взгляд, новая советская цивилизация не сложилась. Иначе бы с ней не случилось того, что произошло в 1991 году.
Выступление состоялось в рамках первой дискуссии цикла «Сто лет человеку советскому» 19 сентября 2017 года.