Денис Драгунский, Тамара Морщакова. Мифы и правда о человеке советском
- О дискуссии
- Видео
10 октября состоялась вторая дискуссия нового цикла «Сто лет человеку советскому», организованного Фондом Егора Гайдара совместно с Еврейским музеем и центром толерантности. В разговоре о том, что является мифом, а что - правдой в образе советского человека, приняли участие писатель, публицист, журналист, драматург Денис Драгунский и доктор юридических наук, советник Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, судья Конституционного суда РФ в отставке Тамара Морщакова. Модератором дискуссии выступил политолог, психолог Леонид Гозман.
На первой дискуссии цикла речь шла о том, какой замысел по созданию «нового человека» был у большевикови какими планами и представлениями они руководствовались при этом. На второй же дискуссии участники обсудили, какого человека в реальности удалось сформировать большевикам и как эта реальность соотносится с теми мифами о советском человеке, которые мы знаем. В частности, Денис Драгунский убежден, что на самом деле советский человек - это никакой не новый тип, и подобных людей можно встретить в любой стране, но в Советском Союзе этот тип превратился в повсеместный, и его характерные черты не слишком приглядны - приспособленчество, несопротивляемость, инфантильность, ощущение бесправности.
Именно ощущение советским человеком своей бесправности, по мнению Тамары Морщаковой, позволило советской власти распространить свои идеи столь широко и столь массово использовать людей для реализации своих целей. Когда человек не знает своих прав, его очень легко адаптировать под любые задачи, а кроме того, он быстро теряет чувство собственного достоинства и вступает в подобострастные отношения с властью, что случалось в российской истории не раз, но только в советский период обрело такие масштабы.
Отдельным вопросом для обсуждения стали причины, по которым советские люди столь охотно пользовались практикой доносов, и эти причины, по мнению участников, далеко не одномерны. Для кого-то в основе доносительства было сотрудничество с властью, для кого-то - приспособленчество, для кого-то - заработок на пропитание, а для кого-то - просто страх. Но важной особеностью советских доносов стало то, что донос рассматривался человеком как средство достижения чего-то лучшего. Человек даже о себе самом думал как о средстве и считал, что таким образом он будет полезнее всего своей стране.